Достаточно часто нам задают вопрос – какие существуют типы телефонии (или виды телефонии) и в чем различия между ними? Их всего два – традиционная и IP-телефония.
Традиционная телефония (аналоговая или цифровая)
Традиционная телефония (она может быть аналоговая или цифровая) основана на принципе коммутации каналов: для разговора двух абонентов между их аппаратами необходимо установить прямое соединение. Такое соединение обеспечивается АТС – автоматическими телефонными станциями. Если речь идет о разговоре абонентов через ТФОП (телефонная сеть общего пользования), то используются, как правило, аналоговые аппараты у абонентов. Они подключаются к городской АТС по медному кабелю (или медной паре как говорят телефонисты), а между АТС соединение происходит в цифровом формате по оптоволоконному кабелю. В случае разговора абонентов в пределах одного предприятия, такое прямое соединение обеспечивает офисная АТС или учрежденческо-производственная АТС (УПАТС). При этом аппараты подключаются к такой АТС по медной паре.
IP- телефония
IP-телефония основана на принципе коммутации пакетов, то есть использует для передачи голоса те же технологии, которые обеспечивают работу компьютерных сетей (в частности, сети интернет). Прямое соединение как таковое в этом случае отсутствует по определению, что обеспечивает очень большую гибкость и чрезвычайно расширяет возможности применения ip-телефонии. Например, вы можете подключиться к городской АТС с помощью специальной программы (sip-клиент – ее можно найти в интернете, в том числе и бесплатно), установленной на вашем смартфоне, и пользоваться им где угодно – главное иметь постоянный доступ к интернету. Конечно, в большинстве случаев используют аппаратные ip-телефоны, которые подключаются к сети через те же коммутаторы, что и стационарные ПК.
Закономерен вопрос – можно ли использовать обе технологии одновременно? Ответ – ДА, однако необходимы специальные устройства – шлюзы. В частности, таким шлюзом являются многие офисные IP-АТС, поддерживающие обе технологии. Например, такая АТС может работать с внешними ip-линиями и с внутренними аналоговыми линиями. Возможен и обратный вариант – внешние аналоговые и внутренние ip-линии. Конечно, допустим и полностью гибридный вариант – внешние и внутренние линии – и аналоговые и ip.
Рассмотрим преимущества и недостатки использования аналоговой и ip-телефонии с точки зрения корпоративного клиента.
Преимущества и недостатки аналоговой телефонии.
Преимущества:
- Низкая стоимость аналогового телефона, особенно если нужен аппарат с беспроводной трубкой.
- Возможность использования имеющихся аналоговых телефонов.
- Высокая надежность – работа аналоговой телефонии не зависит от работы сетевого оборудования.
- Работоспособность при пропадании электропитания – достаточно обеспечить резервным питанием только саму офисную АТС.
Недостатки:
- Необходимость создания инфраструктуры – отдельная медная пара от офисной АТС до каждого рабочего места, отдельная телефонная розетка на каждом рабочем месте, телефонный кросс (или СКС с двумя компьютерными розетками, одна из которых будет использована как телефонная).
- Переезд сотрудников внутри компании потребует перекоммутации розеток для сохранения номера внутреннего телефона.
- Если предприятие расположено в нескольких корпусах, понадобится прокладка медного телефонного кабеля от места установки АТС до каждого корпуса. Главный телефонный кросс в этом случае обязательно должен быть оборудован грозозащитой.
- Нет возможности объединить в единую корпоративную сеть удаленные офисы и подразделения компании.
- Нет возможности подключить удаленных абонентов.
Преимущества и недостатки IP телефонии.
Преимущества:
- Нет необходимости создания отдельной инфраструктуры – достаточно построить СКС с одной компьютерной розеткой, так как большинство ip-аппаратов имеет два порта RJ45 –один для подключения к компьютерной розетке, второй – для подключения ПК.
- Переезд сотрудников внутри компании с точки зрения телефонии не потребует вообще никаких усилий - для сохранения номера внутреннего телефона достаточно просто включить аппарат в любую компьютерную розетку.
- Если предприятие расположено в нескольких корпусах, не понадобится прокладка медного телефонного кабеля от места установки АТС до каждого корпуса. Можно будет воспользоваться оптоволоконными кабелями, которые все равно должны быть проложены для организации компьютерной сети.
- Есть возможность объединить в корпоративную сеть с единым планом внутренней нумерации удаленные офисы и подразделения компании.
- Есть возможность подключить удаленных абонентов, в том числе мобильных (будут иметь внутренний номер на смартфонах).
Недостатки:
- Относительно высокая стоимость ip-телефона, особенно если нужен аппарат с беспроводной трубкой.
- Все имеющиеся аналоговые телефоны придется заменить, либо приобрести VoIP-шлюзы с аналоговыми портами FXS.
- В отличие от аналогового телефона, который получает питание от телефонной линии, ip-аппарату необходимо электропитание. Возможно два варианта: либо от локального адаптера питания (потребуется дополнительная электрическая розетка на каждом рабочем месте), либо с использованием технологии PoweroverEthernet – PoE(потребуются более дорогие коммутаторы с поддержкой PoE).
- Работоспособность зависит от надежности работы сетевого оборудования.
- Для обеспечения работоспособности при пропадании электропитания придется обеспечить резервным питанием не только офисную АТС, но все маршрутизаторы и коммутаторы.
Выводы
Ответ на вопрос «какую телефонию для бизнеса выбрать?» зависит от конкретных особенностей каждой компании. Общие соображения таковы:
- Внешние линии лучше перевести на ip-телефонию (если есть такая возможность).
- Аналоговую телефонию логично использовать если
- на предприятии уже имеется внутренняя телефонная сеть
- используется большой парк аналоговых терминалов
- нет высоких требований к функциональности самих аппаратов.
Во всех остальных случаях предпочтительнее использование ip-телефонии. При этом надо иметь в виду, что общий бюджет телефонии включает не только стоимость самих аппаратов, но и затраты на создание инфраструктуры.
Необходима консультация? Обращайтесь:
+7 (499) 995-17-36
victel@victel.ru